СОЦИОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ — отрасль соціол. науки, изучающей сусп. воспитание в совокупности его социальных характеристик как сферы социальных отношений.

В отличие от педагогики, которая занимается системой социально-организованных и целенаправленных воспитательных процессов, С. в. исследует как позитивное, так и негативное влияние всех социальных, в т.ч. и неорганизованных, стихийных факторов социальной среды на субъект воспитания (улицы, преступности, наркомании и тому подобное). Объектом Сек. в. есть люди, сообщества, организации и социальные институты, задействованные в процессе воспитания. При этом воспитание изучается с позиций его социальной природы. Социологию в воспитании интересуют его социальные характеристики, влияние на этот процесс социальных институтов, а также социальной макро — и микросреды.

Предмет С. в. — социальные отношения в сфере воспитания, то есть социально-воспитательные отношения.

С. в. основывается на теорет. началах социологии, использует ее методы, адаптируя их к специфике процесса воспитания. Ряд проблем рассматривается С. в. совместно с социологией образования, социологией молодежи, социологией семьи, социологией свободного времени и др. Это касается прежде всего социальной адаптации и социализации личности.

Оформление С. в. как отдельной отрасли знаний связывают с именем Е. Дюркгейма, основные идеи которого изложены в его трудах «Воспитание и социология», «Нравственное воспитание» и тому подобное. Исходя из понятия социального факта, совокупность и взаимодействие которых составляют содержание социальной жизни, он доказал, что воспитание является одним из социальных фактов и должен быть предметом социологии, ведь оно служит средством социализации индивида.

Современный уровень развития С. в. характеризуется такими направлениями наук, исследований: исследование связей между условиями занятости родителей и методами воспитания (Миллер, Суонсон, США), роль средств воспитания как способов передачи социальной напряженности от поколения к поколению (А. Николс, США), функции и др-ты воспитания, а также социализация учителей (В. Галло, Чехословакия), воспитание и образование как социальные процессы (А. Майер, Германия), зависимость воспитания от макро — и микросреды (А. Г. Харчев), социальные проблемы воспитания, методология и методика их исследования (Г. Г. Гурова, Россия), соціол. проблемы воспитания студенческой молодежи (Т. Н. Кухтевич, Россия, А. А. Якуба, Украина), филос.-соціол. осмысление воспитания (Л. А. Аза, Украина), воспитание как социальный феномен, средство социализации личности в контексте реформирования образования и воспитания в Украине (Г. П. Лукашевич, Украина).

В Украине С. в. как отрасль социологии находится в стадии формирования и требует глубоких теорет. разработок, узаг. широких эмпирических исследований в сфере воспитания.