Дуализм (лат. dualis — двойственный) — способ видения действительности, согласно которому сущность мира определяют два противоположные, равноправные и несводимые друг к другу першоначала. В истории человеческой мысли содержание дуалистического миропонимания неоднократно менялся. В первобытных космогонических, космологических взглядах развитие мира предстает как продукт борьбы добрых и злых мировых сил (не обязательно сверхъестественных). Эта же борьба и составляет основу развития человеческих сообществ, судьбы конкретных людей. Древнейшие систематизированы выложи дуалистического видения мира достигают еще времен давньоперського религиозно-этического учения зороастризма и зафиксированы в старых вариантах книги приверженцев этого учения «Авесты» (XIX-VI ст. к н. е.). Первые же философские рефлексии относительно проблем Д. ученые связывают с орфиками — представителями религиозно-философского течения в Древней Греции, в частности с учением о том, что душа является божественным, добрым началом, а тело тюрьмой души, поэтому после смерти человека душа должна претерпеть ряд перевоплощений, чтобы очиститься от остатков телесного начала. Наиболее полного выражения в древнегреческой философии Д. понес в системе Платона. Платона считают также родоначальником философского Д., хотя часть ученых отдают пальму первенства Парменіду. В новые времена величайшим творцом философской дуалистической концепции был Г. Декарт, который разработал глубокое учение о существовании телесной и духовной субстанции, основные характеристики (атрибуты) которых (атрибут материальной субстанции — протяженность, духовной — мышление) во всем противоположны, а сами субстанции независимы друг от друга, хотя в конце концов они обе производные от третьей субстанции — Бога. На новый степень проблематику Д. поднес И. Кант, в философской системе которого действительность поделена на мир чувственно данных в опыте явлений и сверхчувствительный мир «вещей в себе».

Для политологического знания важным возникает мысль И. Канта об автономности идеи безусловного долга по окружающей человека материальной действительности. Человек не может оправдывать свои поступки (если они противоречат принципам безусловного долга) давлением на нее внешних эмпирических обстоятельствах: человек должен действовать согласно своего нравственного долга, даже без особой надежды на успех. Эту мысль исповедовали — в различных модификациях — более поздние мыслители и целые литературно-художественные и философские течения: романтики, неоромантики, экзистенциалисты. Методологические аспекты философского Д. применяют также для исследования проблем соотношения знания и веры, демократии и деспотизма, свободы и необходимости, личности и общества.

Мотрошилова Н. В. Познание и общество. Из истории философии XVII—XVI11 вв. — М., 1969; Проблемы методологии исследования в философии и конкретных науках Нового времени. — М., 1989; Татаркевич Вл. История философии. Т. 2. Философия Нового времени. — Львов, 1997; Эберт К. Семиотика на распутье. Достижения и пределы дуалистической модели Лотмана (Стеллаж) // Вопр. философии. — 2003. — № 7; Szmrecsanyi Т. Раrmеnides — praotec europskego dualnego myslenia // Filozofia. — Bratislava. — 2002. — № 4.

В. Ятченко