Этнические процессы — сущностные изменения в различных компонентах этнических сообществ, в частности в отдельных элементах духовной и материальной культуры, языке, социальной структуре, самосознания и тому подобное, которые происходят в процессе исторического развития человечества.

Эти изменения обусловливают принципиальные сдвиги в бытии этноса как субъекта общественно-политических отношений и вызываются многими факторами — историческими, социально-экономическими, политическими, социально-структурными, духовно-культурными.

К историческим факторам относятся такие явления, как, во-первых, сам ход исторических событий, под влиянием которых формировались взаимоотношения между этническими группами; во-вторых, особенности их историко-социального становления. Этносы в процессе исторического взаимодействия между собой имели разный характер отношений и во времена межэтнического напряжения нередко на поверхность всплывают именно негативные явления прошлого: завоевание, насильственное присоединение, депортация и прочее, что сказывается на политическом поведении этнических общностей в современных условиях.

Социально-экономический фактор лежит в основе разграничения типов этнических общностей по основным стадиям их исторического развития, связанного с изменением общественно-исторических формаций — от первобытных племен до современных наций. Например, в Советском Союзе взаимодействовали народы, которые можно было отнести и к развитых, индустриальных, урбанизированных, и к тем, которых называют слабоурбанізованими и слабоіндустріальними. То есть одни этносы осознавали себя как развитые, самодостаточные, другие — как те, что нуждаются в поддержке.

Среди политических факторов можно назвать такие основные явления, влияющие на состояние формирования этнических сообществ и их взаимодействие: принципы и формы государственного устройства, характер политического строя, тип государственной этнополитики.

Важное место среди факторов, которые основательно влияют на Е. п., принадлежит группе социально-структурных факторов. Самые существенные из них: взаимосвязь социальной и этнической стратификации; влияние социально-структурных изменений; этнический фактор в социальной мобильности.

Существенные изменения различных элементов культуры этнических сообществ предопределяют культурные факторы. Особое значение в этом контексте имеет развитие образовательной и информационной сферы общества. Так, социокультурные трансформации различных компонентов культуры, в частности языково-культурные и этно-языковые процессы, приводящие к изменению разговорного и письменного языка, распространения двуязычия и полного перехода на язык другого народа (то есть языковая ассимиляция); вытеснение традиционных элементов материальной культуры унифицированными, промышленными изделиями и тому подобное.

В динамическом контексте Е. п. развиваются в двух направлениях — етноеволюційному и етнотрансформаційному. Первый из них — етноеволюційний процесс — является синтезом многоуровневого взаимодействия различных факторов (историко-политических, экономически-хозяйственных, природно-географических, экологических и тому подобное), которые обусловливают изменение некоторых параметров всего этноса (или отдельных его частей), но не затрагивают самого их этнического существования, не вызывают разрушения в целом этнической системы. Вторые — етнотрансформаційні процессы — наоборот, приводят к изменению этнической принадлежности тех или иных групп людей, к исчезновению одних и появлению других этносов. Они происходят в основном вследствие взаимодействия этнических сообществ или их частей, что выражается в изменении основного признака всего этноса или его части — этнического самосознания. Такие процессы протекают медленно, но их результаты весьма значительные.

Учитывая преобладание центробежной тенденции в этнополитике Е. п. разделяют на две основные типологические группы: етнооб’єднувальні и етнороз’єднувальні; в каждой из них развитие может быть и етноеволюційним, и етнотрансформаційним, а также смешанным — эволюционно-трансформационным.

Етнооб’єднувальні этнические процессы характеризуются сближением или слиянием отдельных этносов, в результате чего образуются более крупные этнические общности, для которых может быть присуща новая этническая самосознание и другая этническая самоназвание (этноним).

Выделяют следующие етнооб’єднувальні процессы, как консолидация, межэтническая интеграция, этногенетическая фиксация и тому подобное. Под етногенетичною фиксацией следует понимать действие различных этносов или их частей, в результате которой возникает новая этническая общность, отличающаяся от той, которая была характерна для взаимодействующих этнических сообществ.

Кроме етнооб’єднувальних процессов для всех периодов истории человечества были свойственны и етнороз’єднувальні процессы — то есть разделение некогда целостного этноса на несколько самостоятельных или обособление от него лишь определенной части (субэтноса). Последние происходят в основном в трех формах — этнической парціації, этнической сепарации и этнической дисперсіації.

По этнической парціації происходит разделение единого этноса на несколько более-менее равных частей, причем ни один из новых этносов не отождествляется со старым этносом. Под этнической сепарацией понимают отделение от любого этноса его части (возможно, сравнительно небольшой), которая со временем превращается в самостоятельный этнос. Она обусловливается разными причинами: переселением любой группы выходного этноса, разделением этнической территории государственными границами, распространением на часть этноса іноетнічного влияния и тому подобное.

Этническая дисперсіація, в отличие от двух указанных форм, означает отделение от первичного этноса сравнительно небольших этнических групп и расселения их на позаетнічній территории. Основным фактором этого процесса является миграция.

Эффективность этнической политики в конечном итоге зависит прежде всего от соответствия ее принципов состояния этнонациональной ситуации как в государстве, так и за ее пределами, умение официальной власти

учитывать и гармонизировать этнонациональные интересы на всех уровнях.

Важное место в этнополитических процессах принадлежит проблеме государственно-правовых форм объединения этносов. Общепризнанным стало положение о том, что демократическая этнополитика должна строиться на признании неотъемлемого права каждого этноса на самоопределение. «Все народы имеют право на самоопределение. По силе этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие», — провозглашает ст. 1 «Международного пакта о гражданских и политических правах». Из этого и других международных документов вытекает право каждого этноса на создание собственного государства или же на определенное выделение в пределах сложного государственного образования.

Этот принцип основывается на идеях демократии и гуманизма и взаимосвязи национальных и гражданских прав. Однако процессы реализации этого права обычно сложные, противоречивые, поскольку затрагивают интересы различных субъектов этнополитики. Реализация права на самоопределение требует наличия определенных внутри-национальных и внешних условий.

Международная поддержка этносов, которые ведут борьбу за отделение и создание независимого государства, может быть только тогда, когда народ имеет собственную территорию компактного проживания, в состоянии экономически обеспечить свою жизнедеятельность, не выдвигает территориальных и других претензий к соседним этносам, гарантирует политико — правовое обеспечение прав национальных меньшинств, которые окажутся на территории будущего нового государства.

Этнонациональные процессы в Украине: история и современность / А. Бы. Беренштейн, Н. А. Зиневич, В. Т. Зиневич и др.; Под ред. В. И. Наулка. — К., 2001; Малая энциклопедия етнодержавознавства / НАН Украины. Ин-т государства и права. В. М. Корецкий; Ред. кол.: Ю. И. Рымаренко (отв. ред.) и др. — К., 1996; Межнациональные отношения и национальные меньшинства Украины: Состояние, перспективы / Сост.: Г. Ш. Чилачава, Т. И. Пилипенко; под ред. Г. Ш. Чілачави. — К., 2004.

А. Антонюк