Етнополітичний конфликт — несовпадение, столкновение интересов, целей различных етносуб’єктів (этносов, наций, этнических (национальных) меньшинств, коренных народов, этнонациональных организаций, объединений, движений, общественных организаций, политических партий) между собой и с интересами и целями государства, его органов в этнополитической сфере. Е. к. характеризуется большим уровнем, масштабом, остротой, сферой возникновения, трудностями урегулирования. Ученые, в частности американский политолог В. Хесли, называют пять основных теоретических подходов, применяемых исследователями при анализе и оценке возникновения этнических идентичностей и развития националистических движений, которые приводят к Е. к. Неомарксистское подход трактует активизацию национального движения как реакцию на неравномерность экономического развития в условиях капитализма. При этих обстоятельствах, считают идеологи этого подхода, происходит процветание центров торговли и промышленности, в то же время периферийные районы остаются отсталыми. Стремясь поднятия населения периферийных районов на политическую противодействие все большей эксплуатации, национальные лидеры обращаются к лозунгам популизма и культурного возрождения, противопоставляя их господствующей идеологии. Поскольку в большинстве обществ этнические различия влияют на разделение труда, классовые антагонизмы приобретают этнической формы. Положительным в неомарксистському подходе является то, что он показывает важность экономического фактора в понимании этничности и национализма. Сторонники всех вариантов модернизационного подхода исходят из того, что процесс модернизации общества меняет таким образом, что меняется и природа этнических идентичностей. Модернизация, как правило, ведет к обострению конкуренции за использование рыночных возможностей и доступ к определенных отраслей деятельности, что нередко и порождает межэтническую и региональную вражду (здесь модернизационный подход сближается с неомарксистським). Культурно-плюралистический подход базируется на постулате о том, что межэтнический конфликт возникает тогда, когда группы с взаимно несовпадающими целями (например, с отличными ценностями или социальными структурами) пытаются сосуществовать в едином обществе. Группы создают закрытые социокультурные единицы, но поскольку они объединены в одном государстве, они должны периодически взаимодействовать на общих для всех рынках и в общей для всех политической системе. Такое взаимодействие в рамках единой политико — экономической сферы приводит к тому, что одна из групп начинает господствовать над другими. Неравноправие влияния вместе с принудительной ассимиляцией вызывает в конечном итоге сопротивление со стороны подчиненной группы. Статусно-групповой подход рассматривает этнические группы как расширенные родственные клестери, функции которых аналогичны тем, которые выполняют семейные узы и обязанности. Ощущение «особенности» усиливает сплоченность группы и способствует сохранению ее статуса. Поэтому национал — сепаратистские группы, как правило, выдвигают на первый план именно те характеристики группы, которые отличают ее от других. Последний, рационалистический подход базируется на том постулате, что, выбирая модель поведения, этнонациональные группы соотносят потенциальные потери и достижения такого поведения.

Выделяют два подхода к анализу причин, сущности и эволюции этнополитических конфликтов. Первый, социологический подход объясняет причины конфликтов на основе анализа этнических параметров основных социальных групп и схем, а также взаимосвязи и взаимовлияния социальной стратификации общества и разделения труда с этническими характеристиками региона, переживающего этнополитическую напряженность. Второй — политологический подход — основное внимание уделяет трактовке роли национальных элит в мобилизации чувств в условиях межэтнической напряженности и их эскалации до уровня открытого конфликта. Здесь ученые исследуют вопрос о власти, доступе к ресурсам и т. п, анализируют также социально — психологические механизмы этнополитических конфликтов.

Выделяют главные и второстепенные причины Е возникновения. к. Самой распространенной причиной является етнотериторіальні споры и претензии. Это обусловлено становлением объективной полиэтничности состава населения большинства современных государств, что сопровождалось борьбой за территории проживания. Конфликты этого типа нередко возникают также во время реабилитационных процессов по ранее репрессированных этнических общностей (осетино-ингушский, декларируемыми причинами которого стали территориальные споры вокруг Пригорного района и части Владикавказа, что перешли к Северной Осетии после депортации ингушей). Другие конфликты етнотериторіального характера возникли в процессе восстановления территориальной автономии, крымские татары в Украине, немцы Поволжья в Российской Федерации). Е. к. особенно опасны тогда, когда поводом для них является стремление этнического сообщества создать независимое государство (Абхазия, Чечня, Приднестровье). Сложными в решении являются также конфликты, основой которых являются притязания народов, разделенных в прошлом, до воссоединения с соседней «материнским» государством. Это конфликты в Нагарному Карабаха, национальное движение лезгинів в Азербайджане, русское движение в Крыму и тому подобное. К этой группе конфликтов относятся и те, что основываются на территориальных претензиях одного государства на часть территории другой. В частности, притязания Эстонии и Латвии присоединить к себе некоторые территории Псковской области России, которые заселены русскими, но в 30-е годы входили в состав этих стран. Для украинского суверенитета опасными являются, например, территориальные претензии, которые выдвигают к Украине определенные политические круги таких государств, как Польша, Румыния, Венгрия, Словакия, Турция.

Причиной Е. к. есть борьба этнической группы за возрождение и развитие собственных духовно-культурных ценностей. Особенно обостряется эта проблема в процессе разрушения или реформирования старой системы ценностей, когда етнокомпоненти общества пытаются достичь равноправного положения. Нередко причиной напряженности выступает стремление этнической группы защититься в новых условиях с сохранением своих этнических ценностей. На первый план в этой связи выдвигаются определяющие составляющие этнической культуры — язык, религия, исторические события, святыни этноса. Условно этот процесс можно разделить на две стадии. В течение первой, которая характерна фактически для всех этнических сообществ бывшего СССР, происходит символизация, мифологизация этно-культурных признаков. После этого наступает вторая стадия, когда сложившиеся в среде этнических групп мифы и символы подхватываются политической элитой, активно распространяются средствами массовой информации, вследствие чего приобретают уже признаков массового политического мифа. Благодаря этому этнический миф становится лозунгом политической борьбы. К эскалации Е. к. ведут и такие экономические факторы, как конкурентная борьба за ресурсы и собственность и изменения в системе разделения труда. Первый из них связан с тем, что наличие природных ресурсов может влиять на состояние межэтнических отношений, способствовать их обострению. Самыми ценными из них являются земля и недра. Борьба этнических групп за обладание ими, то есть «ресурсные» конфликты имеют особенно опасный характер. В Российской Федерации, в частности, они в основном вызываются к противостоянию интересов местных этнических элит с федеральным центром. Примером этого может служить война в Чечне, последствия которой испытывает не только постсоветское пространство, но и весь мир. Фактором экономического характера является также проблема изменений в системе разделения труда между этническими группами, что порождает национализм, направленный на сохранение или повышение собственного прожиточного уровня. Например, это особенно четко проявилось в бывшей Югославии: население Словении и Хорватии чувствовало себя эксплуатируемым другими нациями Югославии. Жители Словении в частности утверждали (и не без оснований), что с их высокоразвитого региона постоянно перекачиваются ресурсы в промышленно отсталые республики, причем без определенной политической компенсации.

Причиной Е. к. может быть нарушение прав национальных меньшинств, дискриминация этнических групп. Так, в некоторых странах Латинской Америки, в Сенегале, Алжире, Мадагаскаре существования этнических или языковых меньшинств вообще не имеет определения во внутреннем законодательстве. Отдельную позицию занимает такое европейское государство, как Франция. Она, например, не поддерживает ст. 27 Международного пакта о гражданских и политических правах, которая имеет универсальное значение для определения прав национальных меньшинств. Во время подписания Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств 7 мая 1999 г. Франция официально заявила, что считает целью этого договора «не признание или защиту меньшинств, а содействие европейскому культурному наследию». В процессе модернизации обществ и интеллектуализации этносов в их среде формируется интеллектуальная элита, которая стремится изменить политический статус этнической территории, так и объем собственных полномочий. Такие конфликты ученые называют статусными.

Чаще всего этот тип конфликтов возникает в переходных обществах и является эффективным способом направления социального взрыва в поток межэтнической борьбы. Такая ситуация наблюдалась в 70-х годах XX века. в Европе, когда менялся социально-экономическом положении валлонов и фламандцев в Бельгии; в Канаде, когда франкоканадцы стали догонять по социальному и экономическому потенциалу англоканадців. Эти же процессы были характерны во второй половине 80-х — начале 90-х годов и для бывших республик СССР. Детонатором возникновения этнополитических конфликтов выступают также исторические события негативного характера, которые откладываются в исторической памяти одной или контактирующих сообществ (захвата или включение какой этнической общности к другому; искусственное разграничение этнических сообществ; несправедливое национальное устройство; вынужденное переселение «рабочей силы», депортации народов и тому подобное).

Зенгхаас Д. Этнические конфликты: причины и пути решения // Политические чтения. — 1994. — № 2; Политология: Учеб. пособие для техн. ин-тов / Под ред. М. А. Василика. — СПб., 2000; Хесли В. Л. Национализм и пути разрешения межэтнических противоречий // Полис. — 1996. — № 6.

А. Антонюк