ОТЧУЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ — 1) элемент и результат универсальной социального взаимодействия индивидов в обществе, что выступает как противоположность социального освоения (см. Освоение социальное), присвоение и присвоение (см. Присвоение социальное); 2) процесс потери социальным объектом возможностей осваивать (присваивать, присваивать) необходимые для его жизнедеятельности фрагменты социальной реальности и владеть ими., вследствие чего эта реальность приобретает для субъекта признаков и характеристик «чужого» мира, а сам он теряет (или ограничивает) свою социальную могущество (мощь). Итак, В. с. предусматривает исключение субъекта из социальной реальности, ибо «чужая» реальность потому и чужой, что она принадлежит другому субъекту, подчинена ему и приспособлена к его образу действий..

Конечно, В, с., как и социальное освоение, присвоение и растрата, составляет атрибутивную характеристику социальных взаимодействий, поэтому оно имеющееся в обществе при любой его социальной организации, устройства, хотя, правда, эта непрерывная диалектика В. с. и социального освоения имеет конкретно — истор. характер. Напр., в обществах классовых антагонизмов система. с. основывается на таком распределении и перераспределении собственности, богатства, власти, социальных статусов, за которого имеющиеся социальные ин-ты распределяют и закрепляют фрагменты социальной реальности для господствующих слоев как «свои», то есть «их» достояние, для подчиненных, эксплуатируемых — как «чужие», то есть не «их», а потому и неприкосновенные реалии. Глубочайшие социальные противоречия, как показывает история классовой борьбы, предопределяет отчуждение средств и результатов в-ва от самого производителя.

Однако B. c. основывается не только на классовых началах, которые имеют тенденцию к истор изживания. Оно каждый раз имеет место там и тогда, где и когда: 1) происходит социальный обмен деятельности и вещей, который предусматривает диалектику освоения — отчуждения, когда освоение фрагментов социальной реальности (имущества, статуса, роли и т. д.) одним субъектом осуществляется через отчуждение его от другого субъекта; 2) деятельность людей, групп не получает гарантированной поддержки со стороны социальных ин-тов, системы норм и ценностей, в результате чего она становится «інородною», «чужой» для этих ин-тов; 3) государство (или другие социальные ин-ты) применяет специальные відчужувальні санкции в отношении индивидов, социальных групп, организаций, ин-тов; 😉 в государстве неравномерно и несправедливо распределены власть и собственность.

Категорию «отчуждения» ввел в науч оборот Г. В. Ф. Гегель («Феноменология духа»), но он отождествлял явление отчуждения с элементарным об’єктивуванням, опредметнюванням. Превращение любого акта субъективной человеческой деятельности на предметно-объективированный результат есть, по Гегелю, не что иное, как отчуждение.

Обстоятельный анализ отчуждения совершил К.Маркс («Экономическо-философские рукописи 1844 года»), определив его филос., экон., социальный смысл. Свой анализ он провел через характеристику отчужденного труда, которую в бурж. обществе выполняет пролетарий на основе приватнокапіталістичної собственности. Эта собственность предполагает особое отношение работника к процессу своей работы и ее результатов — отчужденное, ибо ни сам процесс труда, ни его результаты работнику не принадлежат. их присваивает капиталист — владелец средств в-ва. Это обстоятельство обусловило глубокие экон., социальные, полит., моральные, психол. последствия, но в соціол. ракурсе важно подчеркнуть возникновения отчужденного социального мира, в котором жизненно необходимые для человека фрагменты социальной реальности (труд, собственность, власть, образование, культура и т.д.) отчуждены от трудящихся. К тому же чем глубже они от них отчуждены, тем в меньшей степени принадлежат и служат им, но с тем большей силой заставляют их служить нетрудящим классам и прослойкам. Такова одна из закономерностей В. с., которая основывается на кардинальном изменении социальной реальностью своих функций, характера и значений. Речь идет о том, что отчужденная реальность противостоит человеку как враждебная ей сила, разминаясь с ее потребностями и интересами. Это означает, что в случае доминирования в обществе процессов. с. возникает особый тип социальности, которая является «антисоціальністю», реальностью с противоположным знаком, абсурдной реальностью, когда продукуючий субъект теряет возможность осваивать и владеть выработанными им необходимыми для его жизнедеятельности фрагментами социальной действительности. Конечно, выходом за пределы социально отчужденной реальности является преобразование его на началах социального освоения.

Категорией В. с. широко пользовались философы и социологи франкфуртской школы — М. Хорісхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, Ю. Хабермас и др. В теорет. концепциях этой школы она сыграла важную роль, в частности, в осуществлении критики «репрессивной цивилизации», европейской рациональности (просвещения), «организованного общества» позднего капитализма, его идеологии, культуры, познания, искусства, ценностей.

Категория В. с. нуждается опыты, внимания социологов.