Лекция 8 ВЕРБАЛЬНЫЕ
СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

 

Влияние личности на эффективность
убеждения

 

Важный вывод экспериментальной
риторики заключается в том, что воздействие личности может определенным образом “накладываться”
на влияние сообщения, изменяя его окончательный результат. Как отмечалось, для
принятие новой мысли ее сначала надо воспринять и понять. Оказалось, что
личность отправителя (коммуникатора) не влияет на понимание и
запоминание сообщения адресатом. Наоборот, если коммуникатор —
авторитетное лицо, то аргументация в пользу высказанного им мнения хуже
запоминается и усваивается
адресатом (нет потребности отслеживать
процесс мышления отправителя, потому что ему доверяют).

Чтобы сообщение соответствовало системе
ценностей и мнений
адресата, отправитель должен вызывать у него
доверие. Это бывает тогда, когда собеседник воспринимает его как эксперта по
конкретного вопроса и если он искренний и честный. При идентификации мнение
принимается не потому, что она является объективной истиной, а потому, что ее разделяют
другие люди (отправитель или группа людей, которых он представляет). В этом случае
принадлежность к некой группе или сходство во мнениях с отправителем важные для
адресата. Главной чертой отправителя, которая приводит к идентификации, является его
привлекательность. Формальное принятие мысли, внешнее покорение определяются
степенью контроля отправителя за личными планами адресата, то есть властью
первого.

Значимыми для убеждающего воздействия является
и другие особенности отправителя: мягкость, дружеское отношение, неагрессивность.
Они также принадлежат к одной группе названных ранее качеств.

Итак, личность коммуникатора,
несомненно, влияет на эффективность его речи. Высокий уровень культуры
общение предполагает знание качеств отправителя и учет их в конкретных
ситуациях в соответствии с нравственных правил и норм. Конечно, убеждающее воздействие
зависит не только от личности коммуникатора, но и от того, как он выстраивает
свое сообщение.