УРОК 60

Тема. Решение логарифмических неравенств

 

Цель урока. Формирование умений учащихся решать логарифмические неравенства.

И. Проверка домашнего задания

1. Два ученика воспроизводят решения упражнений № 55 (2), 56 (3).

2. Коллективное решение упражнений № 57 (1; 3).

 

II. Анализ самостоятельной работы, проведенной на предыдущем уроке

 

III. Восприятие и осознание решения простейших логарифмических неравенств

Как известно, логарифмическая функция у = logа х возрастает при a > 1, убывает при 0 < a < 1. Из возрастания функции у = logа x в первом случае и падение — во втором случае следует:

1) При a > 1 неравенство logа х2 > logа х1 равносильна системе

2) При 0 < a < 1, неравенство logа х2 > logа х1 равносильна системе

Рассмотрим примеры.

Пример 1. Решите неравенство log2 x < 3.

Решения

Поскольку 3 = log223 = log28, то запишем данное неравенство в виде log2 x < log28. Поскольку функция

у = log2x возрастающая при х > 0, то имеем: следовательно, 0 < х < 8 (рис. 166).

Ответ: х (0; 8).

Пример 2. Решите неравенство .

Решения

Запишем данное неравенство в виде:

. Поскольку функция у = х убывающая при х > 0, имеем: следовательно, х 9 (рис. 167).

Ответ: х [9; + ).

 

Как правило, логарифмическое неравенство сводится к неравенств вида: logaf(x) > logag(x), где а > 0, а ≠ 1.

Если а > 1, то неравенство logaf(x) > logag(x) равносильно системе неравенств:

Если 0 < а < 1, то неравенство logaf(x) > logag(x) равносильно системе неравенств:

Пример 3. Решите неравенство: loggg(x2 + х) > -1.

Решения

Так как — 1 = log0,50,5-1 = log0,52, то log0,5(x2 + х) > log0,52.

Полученное неравенство равносильно системе

  

Решением первого неравенства (рис. 168) есть (-; -1)(0; +).

 

 

Решением второго неравенства (рис. 169) [-2; 1].

 

 

Тогда имеем (рис. 170) x [-2;-1)(0;1].

Ответ: [-2; -1)(0; 1].

 

 

IV. формирование умений решать логарифмические неравенства

Выполнение упражнений № 58 (2; 3; 7; 8; 10; 11; 12).

 

V. Подведение итогов урока

 

VI. Домашнее задание

Раздел V § 3. Вопросы и задания для повторения раздела V № 33-34. Упражнение № 58 (1; 4; 5; 6; 9).