Урок 3

Какими бывают музыкальные звуки

 

Цель урока: познакомить учащихся с разновидностями музыкальных звуков, дать понятие «ритм». Развивать певческие навыки, чувство ритма, творческие способности школьников. Поддерживать желание участвовать в коллективном творчестве.

Ожидаемые результаты: ученики различают длинные и короткие, высокие и низкие, громкие и тихие музыкальные звуки; объясняют разницу между ритмом и пульсом музыки; высказывают свои впечатления от прослушанных произведений.

Оборудование:

Тип урока: углубление темы, усвоение новых знаний.

Доминанты урока:

— музыкальные звуки: долгие и короткие, высокие и низкие, громкие и тихие;

— ритм. Ритм и пульс музыки.

 

1. Организационный этап

1.1. Вход в класс под музыку.

1.2. Проверка присутствия учащихся:

количество по списку _____,

количество присутствующих на уроке _____,

отсутствующих _____.

1.3. Проверка готовности учащихся к уроку.

1.4. Проверка готовности классного помещения к уроку.

 

2. Ориентировочный план урока

2.1. Вход в класс под звучание песни М. Шутя «Веселые нотки».

2.2. Музыкальное приветствие «Здравствуйте!»

2.3. Распевки. Поспівка «Бом-бим».

2.4. Ритмичная упражнение «Эхо-ритм».

2.5. Слушание пьес Е. Ґріґа «Птичка» (или «Птичка». Сокальского) и М. Дремлюги «Медвежонок в лесу» (или «Песни мишки» Л. Колодуба).

2.6. Разучивание «Песни о зарядке» (муз. А. Янушкевич).

2.7. Обобщение материала урока.

2.8. Выход из класса под звучание «Песни о зарядке» В. Янушкевич (или на усмотрение учителя).

 

БОМ-БИМ

Поспівка

 

 

3. Актуализация опорных знаний

3.1. Музыкальное поздравление.

3.2. Распевки.

3.3. Повторение материала предыдущего урока. Чем отличаются музыкальные и шумовые звуки? Где их можно услышать?

 

4. Мотивация учебной деятельности

4.1. Сообщение темы урока.

4.2. Мотивационная беседа. Для чего мы изучаем особенности музыкального искусства? Знакомство с разновидностями музыкальных звуков поможет научиться лучше понимать язык музыки.

 

5. Этап усвоения новых знаний

5.1. Поспівка.

5.2. Длинные и короткие звуки. Объяснение термина «ритм». Выяснить различия между ритмом и пульсом музыки.

Совет учителю.

Использование раздаточного материала с игры «Музыкальное лото» (см. электронный диск) за темой «Пульс и ритм».

5.3. Игра «Эхо-ритм».

— Ритмические упражнения. Ученики повторяют за учителем ритм, хлопая в ладоши.

— Ученики предлагают к игре свой ритм.

5.4. Творческое задание «Беседа птички и медведя».

Ученики воспроизводят движениями и голосом беседу птички и медведя.

5.5. Слушание пьес «Птичка» Е. Ґріґа и «Медвежонок в лесу». Дремлюги.

— Определение особенностей музыки.

Высокие и низкие звуки.

— Использование метода «разрушения образа» («Медвежонок в лесу». Какой будет музыка о большого, взрослого медведя?).

5.6. Разучивание 1 куплета «Песни о зарядке» (муз. А. Янушкевич).

— Выполнение в движении.

— Сравнение «Песни о зарядке» с колыбельной. Громкие и тихие музыкальные звуки.

 

ПЕСНЯ МИШКИ

Музыка Л. Колодуба

 

 

 

МЕДВЕДЬ

Музыка В. Ребикова

 

 

 

6. Обобщение и закрепление знаний

— Что нового узнали ученики о музыке?

— Какими бывают музыкальные звуки?

— По желанию — задания в «Рабочей тетради по музыкальному искусству».

 

7. Подведение итогов урока

Изучение особенностей музыки поможет стать внимательными слушателями, лучше понимать ее содержание.

 

8. Домашнее задание

Слушать музыку.